Желтая, но не подводная лодка! |
|
Постоянные установки сложной аудио- и видеоаппаратуры на СТО в любимом городе Сочи натолкнули на закономерную мысль: «А не сделать ли нечто подобное в своем автомобиле?». И вот, в 2004 году и началась эпопея с Хондой Сивик, которая продолжается и по сей день.
Тогда все началось с установки «звука». В качестве источника был выбран серьезный комплект: CD-ресивер PIONEER-DEX-P9R с процессором DEQ-P9. Усилители — шестиканальный Impact Reference Six (для трехполосной фронтальной «поканалки») и двухканальный этой же фирмы (в мостовом включении для сабвуфера). Акустика в своем роде весьма редкая и «пожилая», но с именем — BOSE. Досталась по случаю от разобранного по запчастям Мерседеса 1994 года. Диффузоры мидвуферных динамиков 16 см., «серединок» из бумаги — 10. В качестве высокочастотников использовалась серия BOSTON Pro. А вот сабвуферная головка — 18 дюймов. Питерского производства из линейки для эстрадных музыкантов. Диффузор — из бумаги, зато катушка была перемотана на заводе под сопротивление 4 Ома.
Подобный комплект явно намекал на участие в соревнованиях по качеству звучания. Но, к сожалению, все это затевалось весной, а значит времени до осени (до соревнований) категорически не хватало. Потому-то и было принято решение — создать правильную фронтальную сцену, не затрачивая времени и средств на изыски самой инсталляции.
Ко всему прочему, было огромное желание проверить свою концепцию построения звука в автомобиле: высокочастотники традиционно на передние стойки, «серединки» в углы торпедо (с отражением от лобового стекла) и мидвуферные динамики… вот с ними то прошлось изрядно постараться.
Знай свое место!
Первый вариант установки мидбассовой акустики — двери. «Хондовские» для подобной установки пришлось изрядно переделать. По периметру вварили вставку из трехмиллиметровой стали и организовали место для установки. Но на этом, к сожалению, и пришлось остановиться.
Прослушивание показало, что дверь от сдвоенных 16-х динамиков идет просто в «разнос». Притом никакие мероприятия по шумо- и виброизоляции не избавляют от призвуков.
Сдаваться совсем не хотелось, поэтому Хонда попала под очередное изучение, целью которого было нахождение другого разумного места для установки «мидов». И найдено было оно весьма неожиданно. Очередная идея состояла в том, чтобы сами динамики разместить под передними сиденьями (с направлением почти на торпедо), а акустический объем организовать под дном (!) машины.
Приступаем к хирургии!
Для начала предстояло все четко разметить, так как ошибки в данном случае — просто недопустимы. Лонжерончик, который находился под сиденьем, оказался чисто символическим из 0.8 стали. Однако, и это было учтено при изготовлении подиума. Дальше: операция не для слабонервных — вырезаем болгаркой отверстие в днище, после чего изготавливаем из двухмиллиметровой стали подиум и организуем внутри него дополнительное ребро жесткости. Используя герметик и заклепки, садим его на место.
Теперь сами объемы под днищем. Сделав из плотного картона макеты и не один раз их перекраивая, в конечном итоге, получились «ванны» из той же двухмиллиметровой стали. Грунтовка, мастика и, само собой, крепление к кузову. Установка аналогична — через мастику и заклепки. После прослушивания были добавлены ребра жесткости вдоль ванночек.
Своими габаритными размерами они не повлияли на клиренс машины и не мешали обычной эксплуатации, так как просто заняли своим обьемом (14 литров каждая) все «мертвые зоны» под днищем.
Удар сзади!
Теперь о том, как был установлен сабвуфер. За задними сиденьями была изготовлена перегородка из 20-мм фанеры, которая была жестко укреплена по периметру. С обратной стороны — ребро жесткости оно же полка для усилителей. Ко всему прочему, была установлена новая АКБ, так как «стоковый» аккумулятор малой емкости не устраивал с точки зрения построения мощной акустической системы.
Силовые кабели сечением 2 гейча и плюсовой дополнительно были «спрятаны» в медную оплетку-чулок как одно из мероприятий по борьбе с возможными электромагнитными помехами в музыкальном тракте. К сожалению, на тот период мало было сделано фотографий и сохранилось только то что есть, и то пришлось их переводить в цифровой вид с помощью фотоаппарата, а не сканера.
В общем, система была собрана, настроена на свой «вкус и слух». С ней-то я и поехал в Краснодар на этап Чемпионата России по южному округу.
Результатом, в общем, остался доволен: 3-е место. Но перед самым замером решил чуть сдвинуть одну частоту среза и, как обычно следует, «лучшее — враг хорошего». Завалил в результате слегка сцену…Однако, по оценке зрителей и тех же судей после прослушки (уже после соревнований) оценка была достаточно высокой, И особенно отмечена способность системы к неискаженному мощному панчу и очень глубокому сабовому диапазону.
Тогда у меня стоял прибор по измерению потребляемого тока в цепи усилителей. Так вот, в пике значения достигали аж 90 ампер. После анализа ошибок на соревнованиях и нескольких месяцев прослушки разного музыкального материала наметились планы по апгрейду системы. На этот раз — мультимедийную 7.1 на базе компьютера. Акустика остается прежней, но надо заставить работать серединки с частот порядка 150-200 Гц, перейти на высокочастотники с мягким куполом (шелк). Но об этом в следующих материалах.
Проголосуйте за статью (средний бал 4, голосовало 2)
|